
Когда слышишь про основный покупатель молочной пленки, сразу представляешь гигантов вроде 'Простоквашино' или Danone. Но за 12 лет в цеху ООО Цзянсу Байжуйэр Упаковочные Материалы я понял: 70% заказов идут от региональных молзаводов, которые везут сырьё на разбитых 'Газелях' по просёлочным дорогам. Вот где кроется реальный рынок.
В 2018 году мы поставили партию барьерной пленки заводу в Воронежской области – те самые 20 мкм с кислородным барьером. Через месяц пришла претензия: 'Упаковка рвётся при -35°C'. Оказалось, их холодильники советские, температура 'гуляет', а технолог экономит на настройке запайки. Пришлось переделывать состав сополимера – добавили 8% ПЭТ-Г для эластичности.
Такие клиенты никогда не заглянут на https://www.baripack.ru, они звонят по старому номеру, который я раздавал ещё на выставке 'Упаковка-2015'. Зато платят без отсрочек, хоть и берут мелкие партии по 300-500 кг. Их логика проста: местный магазин возьмёт творог только в плёнке, которая не мутнеет после ночи в неотапливаемом складе.
Сейчас на 8800 квадратных метрах нашего производства специально держим линию для таких 'нестандартных' заказов. Технологи шутят, что это 'цех ручных настроек', но именно он даёт 40% оборота.
Все хотят 'супербарьер', пока не увидят цену. Как-то раз директор сыроварни из Твери требовал OTR не выше 2 см3/м2/24ч, но при этом хотел уложиться в 90 рублей за килограмм. Пришлось наглядно показывать, как их же сыр покрывается плесенью через 20 дней в плёнке за 85 рублей – тот самый случай, когда клиент платит дважды.
Сейчас для таких скептиков на производстве держим 'демонстрационный стенд': образцы молочной продукции в разной упаковке, стоящие с 2022 года. Когда видишь, как обычный ПЭТ пропускает кислород и продукт желтеет, сразу готов обсуждать многослойные структуры EVOH.
Кстати, наша компания с 2010 года специально развивала направление высокобарьерных материалов именно потому, что видели: рынок движется к премиализации. Но оказалось, что даже для 'премиума' важнее не технические характеристики, а банальная стабильность поставок – чтобы не останавливать фасовочные линии.
В 2021 году взяли заказ от нового переработчика из Краснодара. Сделали идеальную пятислойную плёнку, прошли все испытания... А при запуске на их линии оказалось, что наши рулоны не становятся на японские размоточные механизмы. Пришлось экстренно переделывать гильзы – те самые 20 мм вместо стандартных 76 мм. Потеряли неделю и материалы.
Теперь в ООО Цзянсу Байжуйэр Упаковочные Материалы завели 'паспорт оборудования' для каждого клиента. Собираем данные даже о том, какие подшипники стоят на их валах – звучит смешно, но именно такие мелочи определяют, будет ли основный покупатель работать с тобой годами.
Кстати, после того случая мы на 20000 квадратных метрах предприятия выделили зону для тестовой намотки. Теперь каждый новый клиент присылает образцы своего оборудования, и мы заранее адаптируем под них продукцию.
Когда технолог молокозавода просит 'снизить себестоимость упаковки на 15%', он на самом деле говорит: 'Мне нужно выиграть тендер на поставку в сеть 'Магнит'. Мы научились переводить эти запросы в конкретные решения – например, вместо дорогой итальянской краски используем российские аналоги, но наносим в два слоя для той же укрывистости.
Сейчас разрабатываем для одного алтайского комбината специальную серию плёнок с уменьшенной толщиной, но усиленным барьерным слоем. Их экономия – 12% на логистике (больше рулонов в фуре), наша головная боль – перенастройка экструдеров под тонкие калибры.
Именно такие компромиссы определяют, кто останется на рынке. Наш сайт baripack.ru сейчас переделываем – уберём красивые картинки, добавим калькулятор экономии для конкретных кейсов. Потому что основный покупатель молочной пленки считает не стоимость метра, а цену за упакованную единицу товара с учётом всех производственных потерь.
Сетевые гиганты часто уходят на тендеры, а местный сыровар из Костромы работает с нами 9 лет. Он присылает своих технологов прямо на производство, вместе экспериментируем со составами. Как-то раз для его полутвёрдого сыра разработали модификацию с антифог покрытием – чтобы капли влаги не портили вид в витрине.
Такие клиенты ценят, что мы на площади 20000 квадратных метров сохранили возможность выпускать партии от 200 кг. Да, это менее прибыльно, чем контракты на 20 тонн, но зато даёт стабильную загрузку в межсезонье.
Сейчас вижу, как молодые менеджеры пытаются 'оптимизировать' клиентскую базу, отсекая мелких заказчиков. Но они не понимают, что именно эти переработчики формируют тот самый основный покупатель в молочной отрасли – не самый заметный, но самый верный.